МБУК ЦБС Ставропольского края Минераловодского муниципального округа

Рождение поселка

Раскинулся под Змейкой городок

Трудился, рос, о будущем мечтая,

А по утрам будил людей гудок,

С пришедшим днем

с рассветом поздравляя.

Б. Коба

Возникновение нашего города связано с постройкой железной дороги. Высочайшим распоряжением «включить линию от Ростова до Владикавказа в сеть главнейших железных дорог и обеспечить исполнение этих дорог перед другими и начать строительство не позже 1872г.» //Исторические очерки развития железных дорог России.- С — Пб, 1898. — С. 225// утвердили строительство железной дороги по направлению Ростов-на-Дону – Невинномысская – Владикавказ по долинам рек Кубани, Кумы, Малки, Терека. Для решения этой задачи образовали акционерное общество Ростово-Владикавказской железной дороги под председательством инженера, коллежского асессора барона Рудольфа Васильевича Штейнгеля.

Земли, по которым должна была пройти железная дорога, и где намечалось строительство станции, принадлежали братьям Султану-Джанибек Гирею и Султану-Тохтамыш Гирею. Их отец, ногайский пристав, генерал-майор царской армии Султан-Менгли Гирей в 1822 в дар за верную службу от императора Александра 1 получил 6080 десятин земли между реками Кумой и Джемухой. В одной из излучин реки Кумы он и расположил свой аул с десятками дворов и мечетью. С согласия его сыновей в 1872 году началась прокладка железнодорожного пути, технических сооружений станции Кумская, переименованной позже в станцию Минеральные Воды.

В архивах сохранился документ, свидетельствующий о начале движения на построенной железной дороге,
датированный 23 апреля 1875 года:
«Тифлис.
Его Императорскому Высочеству наместнику Кавказскому.
Имею честь всеподданнейше донести, что мною сделано распоряжение об открытии временного пассажирского движения по Ростово-Владикавказской железной дороге между станциями Ростов и Минеральные Воды на условиях, предложенных Департаментом Главного Управления Вашего Высочества.

Министр путей сообщения Посьет»

30 апреля 1875 года началось движение поездов от Ростова-на-Дону до станции Кумская, а 2 июля этого же года – до Владикавказа. 16 (29) июля 1878 года был официально образован поселок Султановский, где проживали служащие станции и наемные рабочие. Приписан был поселок к сельскому обществу станицы Лысогорской. Развитию поселка способствовало и строительство бутылочного завода купцом Киреевым.

Поселок в начале века ограничивался улицей Орбельяновской (Красной) на севере, на юге – нынешним проспектом Карла Маркса, на востоке – железной дорогой на Кисловодск и на западе улицей Мостовой. На пустыре между поселком и рекой Кумой проводились ярмарки и базары, устраивались различные увеселения. Дальше за рекой была необжитая степь, на юге вплоть до горы Змейка простирались возделанные поля и бахчи.

С развитием железнодорожного хозяйства рос и рабочий класс. К 1905 году только на Минераловодском узле трудилось свыше двух тысяч железнодорожников, которые стали ядром революционной борьбы против царизма в 1905 году. 12-15 июля забастовочное движение охватило всю Владикавказскую железную дорогу. Эта стачка явилась первым крупным выступлением минераловодских железнодорожников. 9 декабря 1905 года политическая стачка переросла в так называемое декабрьское вооруженное восстание, которое было жестоко подавлено 2 7 декабря войсками.

В начале 20-го века поселок Султановский насчитывал более 120 домов, 40 торговых заведений, на бутылочном заводе в 1906 году было занято 250 рабочих.

Жители поселка несли тяжелое бремя аренды у братьев Гиреев и только в 1906 году, благодаря заступничеству наместника Кавказа графа Иллариона Воронцова-Дашкова, они от него освободились. В его честь благодарные жители назвали поселок Илларионовским.

1908 год – в поселке Илларионовском значатся два двухклассных железнодорожных училища на 414 мальчиков и 236 девочек (ныне гимназия №103).

1912 год – построено здание реального училища Управления Владикавказской железной дороги, в котором разместилась и женская гимназия (ныне школа №111).

1912 год — построено в полосе отчуждения здание для двухклассного женского училища (ныне лицей №104).

1914 год на правом берегу Кумы появляется кирпичный завод.

1916 год закончен водопровод от водопада на реке Юце до города.

Советская власть в Минеральных Водах была провозглашена в апреле 1918 года, но окончательно была установлена только 14 марта 1920 года.

Мы используем cookie для Вашего удобства